Кто может называться астрологом, что такое астрология и каков предмет её исследования?

Настройки просмотра комментариев

Выберите нужный метод показа комментариев и нажмите "Сохранить установки".

Что такое астрология?

Я предлагаю перейти от общих разговоров к определению, что такое астрология? И опереться на определение науки, данное в энциклопедии (последнем издании БСЭ или МСЭ). И попытаться описать с этих позиций астрологию, и что является предметом её исследования. В частности, прозвучало, что астрология - наука о циклических процессах. Тогда биоритмология и астрофизика станут разделами астрологии, что не так. Если предметом исследования астрологов является судьба, то астрология - это фатология (фатум = судьба). Опять же, не все аспекты судьбы рассматривает астрология. И т.д.

Давайте расставим другие акценты

И в чём, по Вашему, астрология противоречит современной научной парадигме?

Недавно я обсуждал с Глобой и Левином нашу совместную работу в International astrological society. Возникли вопросы: кто может называться астрологом, что такое астрология и каков предмет её исследования.

Э... повторю. При этом, я бы просто расставил бы другие акценты. На том же поле, но, давайте изменим "точку сборки". Давайте задумаемся о том - почему астрология была заменена астрономией.

Астрология - была и есть - персональна. И, данный форум это подтверждает. Астрология расматривает отдельного индивидума как предмет изучения на данном временом отрезке. Любые другие науки (физика, география, биология и т.д) - да, описательны. Они могут использовать некоторый математический аппарат для того, что бы перевести описательные тенденции в Законы. Законы бытия.

Давайте возьмем физику. Яблоко упадет на голову любого натива, и в любом яблочном саду. География. Гора для всех гора, а впадина для всех - впадина.

А, давайте просто определим понятие "наука", если мы хотим астрологию считать наукой. Итак

Нау́ка — сфера человеческой деятельности, направленной на выработку и теоретическую систематизацию ОБЪЕКТИВНЫХ знаний. Позволяет описывают наблюдаемые природные или общественные явления, но причинно-следственные связи и, как следствие, — прогнозировать.  Те теории и гипотезы, которые подтверждаются фактами или опытами, формулируются в виде законов природы или общества. 

Когда астрология станет общественно полезной, она станет общественно-признанной.

Когда астрология сформулирует законы природы (прогнозирование любых артефактов изменения общественной составляющей жизни - землетрясений, метеорогических, финансовых и др. факторов бытия общества) - она станет наукой. Пока астролгогия будет заниматься личностым прогнозированием, зависеть от (не будем скрывать! - от личности прогнозируемого), и, в конце концов - заменять собой психологию. - ничего  у нас не получится.

Но, обращу внимание, когда астрология станет НАУКОЙ в общественной парадигме, нам будет гораздо проще работать с личностным прогнозированием. Степень доверия будет гораздо больше.

Я пониманию и отдаю себе отчет, что, все вышесказанное является лично моим мнением.  Я отдаю себе отчет, что мое мнение расходится с общепринятой "персонализированной парадигмой" астрологии не только обществом, но и современными "гуру" астрологии.

Определения науки

Андрей, уж простите великодушно, но вот не могу не возразить вам.

 В вашем определении науки Вы смешали два значения этого слова, которые принято разделять.

 Во-первых, наука  - это сфера человеческой деятельности, которой занимаются профессионалы, имеющие специальную подготовку  (это об ученых), результатом их работы  является новое знание о действительности.

 Во-вторых наука – совокупность знаний, полученная научным методом. 

  Знания можно получать по-разному,  а те, что получены научным методом,  являются научными…  Научный метод – всего лишь совокупность приемов и операций  «практичес­кого и теоретического освоения действительности»  в данное время (!)  признанная научным сообществом в качестве обязательной нормы.

Знания могут занимать различное положение по шкале «эмпирическое –теоретическое» : факты, эмпирические обощения, модели, закономерности, теории. В разных дисциплинах, в разных отраслях  человеческого знания   успехи науки неодинаковы – где-то  теория достаточно полно описывает   изучаемую  часть реальности , а  где-то   большая часть известного представлена в виде эмпирическоих обобщений.

  Все естественно-научные исследования базируются на ряде допущений, представлений о реальности вроде этих:  все события имеют причину, события необратимы, время направлено из прошлого в будущее…  этими положениями пользуются химик, георграф, геолог, биолог, физик, врач-исследователь, психолог… Пока не накоплено достаточно фактов и доказательств , опровергающих  эти допущения.

      Не понимаю Вас:  «Давайте возьмем физику. Яблоко упадет на голову любого натива, и в любом яблочном саду. География. Гора для всех гора, а впадина для всех – впадина…»  Что это доказывает?  Давайте продолжим :  на голове любого натива, если он не в каске (шлеме, парике) от соударения с яблоком возникнет  гематома (шишка), а ощущения от соприкосновения  головы с яблоком практически  любой  натив опишет как весьма неприятные. Чем выше ветка яблони, с которой сорвалось яблоко, тем более ярко  человек их  будет описывать как дискомфортные…

     Я не очень понимаю, с чем связан негативизм в отношении «персональности» астрологии?  Астрологи работают с картами фирм, городов, людей, картин, зданий, изобретений, вопросов… И в чем тут драма?  Почему карта погоды более важный предмет исследования, чем гороскоп человека?    И причем  тут наука? Можно выбрать любой предмет исследования, на свой вкус… Тогда не будет необходимости искать причины, почему гороскоп крейсера более достоин внимания  астролога-исследователя, чем гороскоп кардинала?

     Общественное признание не сделает  астрологию наукой.  Дисциплина становится наукой не тогда, когда она соответствует «общественной парадигме»,  а когда

  • дисциплина имеет собственный предмет, объект, собственные методы и задачи ,
  •  ее исследовательский инструментарий в целом   соответствует парадигме (образцу)  научного исследования,   
  •  при проведении исследований  соблюдаются правила и стандарты научной деятельности,.

И тогда не так уж и  важно, готова считать общественность  генетику и кибернетику  астрологию наукой или нет.

Я убежден в адекватности астрологии

  • дисциплина имеет собственный предмет, объект, собственные методы и задачи ,
  •  ее исследовательский инструментарий в целом   соответствует парадигме (образцу)  научного исследования,   
  •  при проведении исследований  соблюдаются правила и стандарты научной деятельности,.

Екатерина, разрешите я изложу свои взгляды на Ваши аргументы.

Давайте разделим Ваши аргументы на 3 этапа.

  • дисциплина имеет собственный предмет, объект, собственные методы и задачи ,

Астрология имеет предмет, объект? Какой? Давайте поговорим о философии астрологии. Что все- таки первично - психология натива или событийность? Что все- таки мы ставим во главу угла?

ее исследовательский инструментарий в целом   соответствует парадигме (образцу)  научного исследования,   

не возражаю. Какой инструментарий имеет астрология? На мой взгляд - чисто описательный, причем зависимый от многих факторов, выбора системы домов, движений в карте (прогрессии / дирекции / транзиты?).

при проведении исследований  соблюдаются правила и стандарты научной деятельности

Какие стандарты мы должны использовать, можно более подробно определить? Обычные статистические законы - не годятся. Человеческая жизнь представляется ценностью сама по себе. И, на мой взгляд - большое заблуждение использовать принятые в физике статистические критерии, обычные для неживых процессов.

Астрологи работают с картами фирм, городов, людей, картин, зданий, изобретений, вопросов

Да? И много астрологов правильно прогнозирует дизастеры? Хоть кто- то может прогнозировать поведение пары валют евро/доллар/иена? Хоть кто - то может спрогнозировать результат спортивного состязания? О каком признании астрологии наукой можно говорить при таких условиях:

  1. Астрология, как и другие науки - описательна
  2. Астрология не может описать ни одно из общественных процессов. (в отличие от других наук)

Я же не зря написал вопрос - почему наука астрология была заменена в обществе на науку астрономию? Потому что при всех условиях, описанных Вами (предмет, объект, инструментарий), астрология не была в состоянии даже описать плавание в океане Колумба, Веспуччи, и т.д.  А астрономия оказалась совершенно утилитарна. Она - смогла и... стала наукой. Астрологии не хватает - утилитарности, приземленности, общественной востребованности.

 Я не хочу никого убеждать в ненужности и т.д астрологии. Более того, я уверен, что астрология - одна из наиболее адекватных и точных систем прогнозирования развития общества. Я просто высказываю собственное мнение. Возможно, оно - непривычно, но, основано на размышлениях, глубоких дискуссиях, как с коллегами, так и с людьми, априори не приемлющих астрологию  

Что такое астрология?

Я предлагаю перейти от общих разговоров к определению, что такое астрология? И опереться на определение науки, данное в энциклопедии (последнем издании БСЭ или МСЭ). И попытаться описать с этих позиций астрологию, и что является предметом её исследования. В частности, прозвучало, что астрология - наука о циклических процессах. Тогда биоритмология и астрофизика станут разделами астрологии, что не так. Если предметом исследования астрологов является судьба, то астрология - это фатология (фатум = судьба). Опять же, не все аспекты судьбы рассматривает астрология. И т.д.

Андрей пишет: "Обычные статистические законы - не годятся." Оставьте статистику в покое, она прекрасно работает везде, где мы имеем дело с закономерными явлениями. Так называемые конфликтные планеты явились результатом моих исследований нескольких тысяч супружеских пар. Сравнивались две выборки: браки, не дожившие до 20-летия, и браки, пережившие этот рубеж. Только по 4 планетам различие было достоверным - для Марса, Юпитера, Сатурна и Плутона.

Судьба и предмет астрологии

Сейчас многие астрологи придерживаются  мнения, что предметом астрологии является судьба. Но четкого, единого определения судьбы в философских словарях  в настоящее время тоже нет – и это неудивительно, течений в философии существует немало, и каждое отмечает какие-то важные аспекты и детали, зависит от господствующей идеологии в обществе и его  идеалов, которые со временем так же могут трансформироваться.  Естественные науки  этим вопросом не занимаются,  и единственная монография на русском языке,  посвященная судьбе, которую мне удалось найти, была издана в 1994г.

Обратимся к словарям  и посмотрим, как определяют понятие «судьба» философы и историки.  

Вот,  например определение из  относительно современного   толкового словаря В.Зорина «Евразийская мудрость от а до я»:  «СУДЬБА – предопределенность событий и поступков. Совокупность всего сущего, наличного, влияющего на судьбу народов или личностей [1]» .  Т.е.  по мнению автора определения, судьба, с  одной стороны,  это предопределенность, а с  другой стороны, нечто вполне реально существующее, и оно  определяет будущее народов и личностей.

Вот еще одно толкование : «Судьба  или РОК - согласно языческой вере, непреодолимая, мрачная, неумолимая, ненасытная сверхчеловеческая сила, могущественнее всех богов, которой подвластно все в мире. Она определяет сценарий мировых событий и жизнь народов, государств, культур и отдельных людей» (Цит. по В. Василенко. Краткий религиозно-философский словарь, 1996 г.)

Обращает на себя  внимание, что понятие судьбы,  а речь идет о древнегреческом понимании судьбы, было частью религиозных и философских взглядов в те времена. В этом определении  идет речь о некоей неодолимой силе, обладающей универсальным влиянием в мире, ей подвластен любой субъект, и именно она определяет  «сценарий» событий, т.е. порядок, в котором  события следуют друг за другом в жизни субъекта или системы.  Т.е мы говорим о каком-то объективном факторе, даже законе природы, законе бытия, действующем на все объекты, субъекты,  явления и процессы.  Это понимание восходит к языческим временам, и оно, на взгляд астролога, выглядит более ясным, чем первое, из  «Евразийской мудрости …».

Заглянем в  «Атеистический словарь»,   вышедший  в издательстве «Политиздат» в 1986г, когда  социалистическая система вместе с сопутствующей идеологией, погружалась в кризис из  которого позитивный выход не был найден: «СУДЬБА, участь, доля — антинаучное  представление о сверхъестественной предопределенности, неизбежности событий и поступков в жизни людей. В древнегреческой  мифологии олицетворялась в образах богинь - мойр (у римлян — парки). См. также Фатализм, Фатум, Предопределение» ( Цит. по Атеистический словарь/Под общ. ред. М. П. Новикова.- М.: Политиздат, 1986 г. )

Т.е.  в этой трактовке  судьба  - это не более чем представление,  близкое к суеверию, для которого, как ни странно(!),  в обыденном языке,  имеется несколько синонимов. Мало того, это представление антинаучное…  Но причин помещения судьбы в категорию  «антинаучных представлений» авторы словаря не приводят. Возможно,  это было сделано  потому, что  все неочевидное  удобно отнести к сверхъестественному, свалить в кучу и запереть в чулане.

Это неудивительно во времена, когда расхожее мнение о том, что «кухарка  может управлять государством»,  принималось  как нечто вполне возможное и допустимое… К сожалению, важное дополнение о том, что кухарка должна «учиться, учиться и еще раз учиться» так и не было сделано. Для государства, которое обещало тому, «кто был ничем, тот станет всем», исследования возможностей и степени предопределённости,  кто кем может стать,  были вещью лишней. Поэтому  судьба  -  это антинаучно, поэтому  судьба как предмет исследования осталась вне поля зрения  отечественной науки, достигавшей  под контролем государства во времена СССР весьма впечатляющих результатов…Судьба кухарки и пролетария радужна. Одинаково. И они счастливы и не мечтают о большем. Точка.

Вот  еще одно определение судьбы,  в статье из  на этот раз из более современного словаря  «Философия: Энциклопедический словарь / Под ред. А.А. Ивина. - М.: Гардарика, 2004» :  «СУДЬБА- в мифологии, в иррационалистических философских  системах, а также в обывательском сознании неразумная и непостижимая предопределенность событий и поступков человека. Идею судьбы,  абсолютизирующую в явлении детерминации только один аспект - аспект несвободы, следует четко отличать не лишь от научного представления о каузальной детерминации (причинность), но и от религиозного  представления о телеологической детерминации ("провидение", предопределение)… …Недаром верящие в судьбу всегда пытались лишь "угадать" ее в каждой отдельной ситуации, но не познать ее; в ней принципиально  нечего познавать…  идея Судьбы не умерла. Несмотря на все нападки теологов, в течение Средневековья держался  авторитет астрологии; интерес к ней сильно оживил Ренессанс со своим тяготением  к натуралистическому магизму. В Новое время развитие естественнонаучного  мировоззрения оттесняет идею Судьбы в сферу обывательских представлений…»

В этой статье  нашла свое отражение личная позиция автора, в тексте имеется явное  противопоставление  «обывательского», низкого  и естественнонаучного, высокого, мировоззрения;  хотя, как  отметил один из писателей-фантастов , за лабораторным столом в ярком свете  люминесцентных ламп, около поблескивающих хромом приборов и  шкафов с монографиями предшественников  ученые говорят одно, а у гаснущего костра в ночном лесу, под крики филина и шорохи в чаще - совсем другое… И это тоже правда.

«Натуралистический магизм Ренессанса»  не помешал формированию естественных наук, и есть  факты, которые  не вполне  согласуются с изложенной в этой статье  концепцией. Но,  тем не менее, авторы   вышеуказанной статьи и авторы «Атеистического словаря»  вместе с  некоторыми  другими современными философами  идею судьбы относят к таким, которые современная наука серьезно рассматривать не может…  «потому что в ней принципиально нечего познавать». Потому что нечего.  И, следуя этой логике,  интерес к собственному будущему у любого человека не экзистенциальный,  связанный с поисками смысла, а  вполне обывательский.  Но от этого интерес не исчезает.

Не все разъяснения и определения судьбы носят подобный характер, вот определение из философского словаря 1998г:  «СУДЬБА - представление о предопределенности и неотвратимости событий и поступков в жизни каждого человека. В древнегреческой мифологии эти силы персонифицировались и выступали, например, в образах равных богам трех сестер-богинь (мойр), определяющих Судьбу: Лахесис назначала жребий еще до рождения человека, Клото пряла нить его жизни, а Атропос неотвратимо приближала будущее и перерезала нить жизни. Со временем Судьбу начали представлять как верховную справедливость, которая управляет миром. Во всех современных религиях под Судьбой понимается предопределение событий в жизни человека со стороны Абсолюта…  Понятие Судьбы  употребляется и для обозначения стечения обстоятельств в жизни человека, народа, государства». -  Новейший философский словарь / Сост. А.А. Грицанов, 1998 г.

Вот еще одна трактовка : «СУДЬБА  совокупность событий, которые «уготованы» человеку. В соответствии с тем, согласуются эти события или нет с человеческой волей, различают: 1) предназначение, которое является сущностью индивида, законом его личности, его призванием, короче говоря, внутренней необходимостью; 2) рок, который является тем, что приходит к человеку извне…»  (Цит. по Дидье Жюлиа. Философский словарь. Пер. с франц. – М. Междунар. Отношения, 2000)

Здесь автор отмечает, что есть события и обстоятельства, к которым человек стремится в силу внутренней предрасположенности, и есть события, которые с ним происходят помимо его воли и личных желаний. Отметим это наблюдение.

Как мы видим,  единства суждений, общего  мнения и отношения к теме судьбы  у современных философов нет.

Ну  и возьмем еще одно определение судьбы напоследок (их сейчас множество, и все по-своему оригинальны). Приведу  определение из хайдеггерианского философского словаря: « Судьба – ситуация, в которой присутствие отдает себя во власть одновременно унаследованной и избранной возможности. “Собственные” то есть соответствующие самой сути присутсвия[2] возможности всегда не случайны и однозначны, судьба есть отдача себя под власть этих возможностей... Понятие судьбы означает подчинение присутствия власти собственной свободы, отказ от легкомыслия и допущение смерти. Судьба производна от решимости. Судьба требует временности как своего онтологического условия. - К.Фрумкин. Словарь хайдеггерианских терминов (по “Бытию и времени”)

В этом определении  можно отметить появление важных составляющих – одновременного сосуществования «избранной» и «унаследованной» возможности, т.е. наличии выбора и предопределенности.

Ну и под конец заглянем в «Википедию»: «Судьба́ — совокупность всех событий и обстоятельств, которые в первую очередь влияют на бытие человека, народа и т. п.; предопределённость событий, поступков».

Итак, мы рассмотрели разные определения, трактовки и толкования понятия «судьба». Большинство авторов не отрицает ее  существования, и связывает ее проявления с совокупностью событий и обстоятельств, которые предопределены… Но как узнать, для кого и  что именно предопределено?  Когда и насколько предначертание отвратимо или  неотвратимо,  сказать нельзя. И подходы, как можно разрешить эти вопросы,   не разработаны. Ни одна из официально признанных  наук  данной тематикой в таком аспекте  не занимается. 

Из  большей части определений можно заключить, что официальная философия  и наука пока не готовы заниматься судьбой, как предметом научного и философского анализа.  И это астрологов  может не  сильно огорчать – ситуация не меняется в течение трехсот лет.

Представления о судьбе у разных народов присутствующие в сказках, фольклоре, повседневной речи отличаются не так сильно, как трактовки и точки зрения представителей разных философских школ и течений, и нередко  понятны нам без дополнительных объяснений.  Доля и недоля, участь, жребий, на роду написано, добрый час, недобрый час…  Мы пользуемся всеми  этими понятиями  особо не задумываясь, что за этим могут стоять вполне реальные процессы и явления.  А как отличить добрый час от недоброго? Как  узнать, какова она, моя участь, доля, счастье?  Ведь  использование и применение этих слов говорит о том, что нечто, связанное с нашим будущим,  в достаточной степени определено, сформировано, уже есть, существует.  Т.е. это совокупность событий, которая определена заранее.

Итак, в определении судьбы можно вычленить несколько важных составляющих

- индивидуальная совокупность событий, развивающихся в некоей последовательности, в соответствии со заранее заданным сценарием.

Если продолжить это описание, то можно заключить, что судьба :

  • это некая универсальная сила, закон природы , который действует на все системы  и объекты независимо  от  их свойств и особенностей
  • влияние этой силы связано с  будущими событиями и их заданностью, предопределённостью, которая существует  для каждого объекта и системы.
  • будущие события, «предназначенные» для объекта образуют некое индивидуализированное ,специфичное множество, характерное  только для данного объекта
  • Это множество или совокупность событий, состояний и воздействий внешней среды имеет структуру — события и состояния образуют четко определённую последовательность, и развертываются в соответствии с определенным  порядком и сценарием, который задан пространственно-временными координатами и может быть установлен однозначно.

И важен не только перечень событий и состояний, но и их последовательность в которой они сменяют друг друга - ведь разная последовательность дает разные результаты. Приобретение богатства  и счастья в браке с ранней  молодости или в зрелом возрасте – две разных биографии, и первая нам кажется более счастливой.

Любой объект или система обмениваются с внешней средой и другими системами и объектами  информацией, энергией и материей ( в зависимости от природы объекта характер этого обмена варьирует). Этот обмен зависит от пространственно-временного положения объекта или системы. Внешние воздействия вызывают в системе (в зависимости от степени ее открытости) различные качественные, количественные, структурные изменения. Они могут быть разрушительными (и увеличивать степень энтропии) и могут быть позитивными для системы (способствовать развитию, росту, уменьшать степень энтропии). Последовательность этих изменений системы близко к понятию индивидуальной судьбы в повседневном понимании.  Т.е. «собственная Судьба» может быть у государства, города, армии, предмета искусства,  изобретения,   объекта техносферы,  сообщества, текста, живого и неживого объекта, который существует как некая целостная структура.

Т.о. Судьба с точки зрения астролога  – это  последовательность смены состояний,  событий и обстоятельств, воздействий внешней среды на объект  и его  реакций на эти воздействия, которая предопределена  в момент возникновения объекта,  и может быть установлена с определенной степенью точности. 

Прогнозирование индивидуальной последовательности событий возможно при условии, что момент возникновения объекта может быть указан однозначно в пространственно-временных координатах. Эта последовательность может быть определена и оценена по ряду параметров, на основе универсальных астрологических закономерностей, актуальных для любого объекта, момент возникновения которого может быть указан однозначно.

Последовательность  событий, предопределенную моментом  возникновения объекта, нельзя изменить произвольно.  Но,  тем не менее,  влияние внешней среды на объект, отраженное в индивидуальной последовательности,  можно корректировать,  и , тем  самым,  снижать интенсивность негативных влияний или производить позитивные  перемены в подходящее время. Возможности внесения изменений  и корректив зависят от характера (полноты, количества) указаний  на событие или состояние в данной индивидуальной последовательности, которые можно оценить астрологическими методами.

Астрология занимается индивидуальными последовательностями смены  во времени обстоятельств, состояний   и событий,  характера взаимодействий объекта со средой.   Астрология может описать особенности,  потенциальные возможности  объекта в этом обмене, характеристики и результаты  этого обмена в любой произвольно избранный момент времени существования объекта, удаленный от настоящего момента в будущем или прошлом.

Итак, астрология занимается судьбой. Она может ее описать  астрологическими методами  и оценить возможность коррекции, изменений в желаемую сторону. Описание судьбы ,участи, того, что дано и особенностей «развертывания» судьбы  во времени астрология делает при помощи своих методов.

Если  говорить о выборе, который стоит перед человеком в разных жизненных ситуациях, о  возможностях, которые перед ним раскрываются, то астрология может описать эти возможности. Альтернативы, из которых человеку предстоит сделать выбор.  Астрология этот перечень делает уже или шире.

Разумеется, это не всё. Существуют факторы, которые действуют  на рассматриваемые объекты и  людей  без связи с астрологией (материальная природа, генетика для живых систем, воспитание, уровень развития общества, социальное происхождение  -для людей), и при интерпретации астрологических указаний их необходимо учитывать.


[1]     К этому определению можно придраться, и сказать, что явление трудно четко определить через самое себя: «судьба это….совокупность …. определяющая судьбу….»

[2]     Присутствие Хайдеггер понимает как «сущее, которое мы сами всегда суть и которое среди прочего обладает бытийной возможностью спрашивания»

Судьба

Екатрина Анатольевна пишет: Судьба - это  последовательность смены состояний,  событий и обстоятельств, воздействий внешней среды на объект  и его  реакций на эти воздействия, которая предопределена  в момент возникновения объекта,  и может быть установлена с определенной степенью точности. 

... Но,  тем не менее,  влияние внешней среды на объект, отраженное в индивидуальной последовательности,  можно корректировать.

Мне кажется, что определение судьбы будет более верным в википедии - «Судьба́ — совокупность всех событий и обстоятельств, которые в первую очередь влияют на бытие человека, народа и т. п.; предопределённость событий, поступков». Но без последней части - предопределённость событий, поступков. Однако, если под преопределеностью понимать то, что каждое событие является причиной и следствием, то тогда да - каждое событие - определено предыдущими. И меняя событие мы меняем последовательность и соответственно предопределенность.

На мой взгля судьба - это последовательность событий и каждое новое событие выстраивает судьбу и задает ее.  При этом события являются результатом принятых человеком решений ранее, которые повлекли именно те и не иные события. Естественно, что помимо человека на его решения влияет космос, и др факторы.

По моему мнению не только судьба является предметом астрологии, т.к. есть такие разделы астрологии как профориентация, например. И это более статичная картина, нежели например ее реализация, которая составит предмет прогнозирования. Т.е. получается, что у предмета астрологи должно быть 2 составляющие - статика и динамика - к статике можно отнести исходные данные (ананлиз гороскопа - положение светил на момент рождения) и динамика (прогноз - положение светил в течение жизни объекта), которые между собой взаимосвязаны и влияют друг на друга.

Конечно, это далеко от определения предмета Астрологии, но допускаю, что такие 2 направления могут быть.

Предмет астрологии

Может ли быть предметом жизнедеятельность человека, как социальной составляющей (прогнозирование событий, профориентация, совместимость...) и психофизического организма (астропсихология, медицина)?

Правда, в таком определении нет неодушевленных систем...

Тогда можно так: жизнедеятельность систем, а также человека как социальной составляющей и психофизического (или психофизиологического - как правильно?) организма.

Моё понимание предмета астрологии

Астрология - сфера человеческой деятельности, направленная на выработку и теоретическую систематизацию объективных знаний о связи действительности с положением в пространстве и взаимодействием космических объектов естественного происхождения.

Основой этой деятельности является сбор фактов, их постоянное обновление и систематизация, критический анализ и, на этой базе, синтез новых астрологических знаний или обобщений, которые не только описывают наблюдаемые природные или общественные явления, но и позволяют построить причинно-следственные связи и, как следствие, - прогнозировать. Те астрологические теории и гипотезы, которые подтверждаются фактами или опытами, формулируются в виде астрологических законов природы или общества.

За основу взято определение науки здесь и здесь.

В принципе, за основу можно взять что угодно, но нужно указать на связь действительности с положением и движением небесных тел - уж без этого астрология наверное не возможна.

персональна ли астрология?

Андрей пишет: "Астрология - была и есть - персональна. И, данный форум это подтверждает. Астрология расматривает отдельного индивидума как предмет изучения на данном временом отрезке. Любые другие науки (физика, география, биология и т.д) - да, описательны. Они могут использовать некоторый математический аппарат для того, что бы перевести описательные тенденции в Законы. Законы бытия."

Тогда и психология, и медицина персональны. На самом деле не так. Медицина изучает болезнь, а не человека, поэтому не персональна. Психология изучает личностные особенности, а не конкретное лицо, поэтому не персональна. Астрология изучает события, а не конкретного человека, поэтому не персональна. Астропсихология делает то же, что и психология. И, следовательно, не персональна. Все эти науки, отвлекаясь от человека и изучая проблему, не персональны. Персонально только их практическое применение: лечение конкретного человека, помощь психолога или астролога конкретному лицу.

Единого общепринятого определения предмета астрологии нет

В переводе с греческого языка астрон означает звезда, а логос - учение, закон. С древних времен под словом "Астрология" подразумевалость учение о связи небесных тел с событиями на Земле. В дальнейшем в большом энцеклопедическом словаре (1998) дано определение предмету "Астрология" , что это учение о воздействии небесных светил, т.е. космических закономерностях и их влияния на земные события и судьбу  челоека. Предметом изучения является информационная реальность (всеобщее информационное пространство Вселенной), которое в своей структуре содержит невидимые взаимосвязи различных элементов на уровне частиц ядра атома.В основе метода наблюдений (типологии) лежит изучение структур материи и явлений, их группировка с помощью обобщений, выявления сходства и различий, отражающих закон тождества или подобия. Предмет "Астрология" можно рассматривать как систему планет, систему зодиакальных знаков, систему астрологических домов - все это тесно взаимосвязано как с Космосом, так и Землей, поэтому отличает от мистического метода познания, широко использующийся в эзотерике, а также от классического научного метода эксперемента. В конце 20-го столетия впервые введен новый метод изучения информационной реальности (формулы событий), отркытый С.В.Шестопаловым и позволяет не хуже эксперементальных методов получить статистическую достоверность и практическую эффективность предлагаемого нового метода в предмете "Астрология". В настоящее время метод типологии тоже применяется, т.к. понимание энергетических процессов в окружающей реальности Космоса и Земли расширяеют все новые и новые открытия в квантовой физике. Материальный мир основан на законах молекул и атомов, а информационная реальность основана на законах частиц ядра атома, но и в том и другом Мире все пронизано энергией, которое представлено в виде двух видов ян, инь - энергий. В "Кармической астрологии" Шестопалов подчеркивает, что именно самая дальняя планета Плутон, как символ активной энергии ян соответствует первоэлементу тонкой стихии огня, где именно Овен  символизирует рождение и возрождение, начало и весна, поэтому Плутон управляет знаком Овна. Орбита Нептуна, сцепленная с орбитой Плутона, символизирует границу между бесконечным Космосом и Солнечной системой, поэтому включает в себя инь-энергию. 

судьба и астрология

Екатерина Анатольевна сделала очень хороший обзор по теме Судьба. Но предмет астрологии мы до конца не выяснили и определение астрологии не дали.

Остаются вопросы: Что такое астрология как наука? Является ли судьба предметом исследования астрологии? Какая часть судьбы связана с астрологией? Только ли судьба является предметом её изучения?

Я понимаю судьбу как последовательность событий и больше ничего в это понятие не вкладываю. Понятие предопределённости с моей точки зрения должно быть отделено от понятия судьбы, иначе предопределённость и судьба - одно и то же. Но это не так. Судьба - это программа последовательности событий или план, который может меняться.

Предопределенность - это, то что нельзя изменить?

С.В.Шестопалов пишет:

Понятие предопределённости с моей точки зрения должно быть отделено от понятия судьбы, иначе предопределённость и судьба - одно и то же. Но это не так. Судьба - это программа последовательности событий или план, который может меняться.

Астрология изучает не Судьбу,а влияние космоса

Мне бы хотелось озвучить свое видение по вопросам Судьбы и астрологии.

Судьба, как мне видится, это Путь, общее направление движения того или иного объекта, цель и способ движения по линии времени. И говорить о предопределенности Судьбы можно лишь в том смысле, что, представляя себе цель движения и излюбленные методы ее достижения, мы можем предсказать, что объект этой цели так или иначе достигнет. И ОПРЕДЕЛЕННОСТЬ Судьбы возможна только постфактум, когда Путь уже пройден.

Если же говорить о движении объекта к цели, астрология совершенно определенно изучает:

  1. Базовые характеристики объекта (астропсихология, натальный гороскоп)
  2. Выбор методов достижения цели (астропсихология)
  3. Сопротивление окружающей среды  (локальный гороскоп и собственно прогноз)

Но, вместе с тем надо отметить, что:

  1. На базовые характеристики объекта влияет также пол, раса, культура и т.п.
  2. На выбор методов достижения цели влияет также воспитание, культура, религия  и т.п.
  3. На сопротивление окружающей среды влияет  география, культура, социум (или его отсутствие) и т.п.

Таким образом, нельзя сказать, что астрология и только астрология определяет Судьбу объекта. Мы не можем утверждать, что астрология - это наука по изучению Судьбы,  так как на Судьбу влияет  огромное количество факторов, кроме космоса, и мы обходим их изучение стороной.

Мне кажется, мы можем говорить об астрологии, как о науке, изучающей влияние космических факторов на живые и неживые объекты и на процессы, происходящие с ними - и, пожалуй, все.

И это влияние - не есть Судьба, а лишь ее сопутствующий фактор, один из многих, но не единственный. Два человека с одинаковым до секунд гороскопом, но с разными целями (кармическим багажом и т.п.), будут иметь разную Судьбу.

Невозможно изменить влияние космоса, но можно по-разному его использовать. А, следовательно, ни о какой предопределенности (по крайней мере, определяемой исключительно астрологическими методами) не может быть и речи.

Что такое астрология

Я готов оспорить утверждение Нелли Гармаевой о том, что единого, общепринятого определения предмета астрологии нет.

Я нашёл определение астрологии в одном эциклопедическом издании:

Саплин А.Ю. Астрологический энциклопедический словарь/под общей редакцией Г.Е.Куртика.- Тула:НПП "Русская историческая энциклопедия", Москва: ТОО "Внешсигма" 1994.-476с.: ил.

Астрология - учение о способах предсказания земных событий, характера и судьбы отдельного индивида, основанных на исследовании расположения небесных тел, как относительно друг друга, так и относительно горизонта. Астрология делает предсказания и даёт советы о поведении индивидуумов, групп людей или народов, исходя из определяемого эмпирически или постулируемого ею влияния небесных тел или областей неба. (Далее идет исторический экскурс на 10 страницах).

Вместе с тем, есть положения, которые наша Академия никак принять не может, например: Астрология во многом находится в противоречии с методами и результатами современной науки.

Астрология - это наука будущего

Остаются вопросы:

Что такое астрология как наука? Является ли судьба предметом исследования астрологии? Какая часть судьбы связана с астрологией? Только ли судьба является предметом её изучения?

Несколько слов по теме обозначенных Сергеем Васильевичем вопросов.

Начну словами из Агни-Йога: «Астрология - это наука будущего». В наступающей эре Водолея, на мой взгляд, человечество поймет и по достоинству оценит возможности Астрологии, ибо технический и интеллектуальный прогресс идет с нарастающей силой!

Астрология одно из мощных средств познания мира, предсказания событий и процессов.

Мне кажется, не нужно усложнять определения. История астрологии сама о себе говорит. В разные периоды  мнения и представления об астрологии менялись и еще изменятся.

Если обозначить, в общем и целом, то астрология изучает человека, общество и природу.

В зависимости от предмета изучения, в астрологии выделяют ряд направлений. Если предметом изучения выступает человек, то это астрология личности. Если предмет изучения – взаимоотношения в паре или коллективе - синастрическая астрология. Кармическая астрология изучает глубинные сферы человеческого бытия. Изучением общества занимается мунданная астрология, а изучением природы – метео- и агроастрология. Сейчас много направлений «на стыке», и это востребовано временем.

Что касается астрологии как науки, то в свое время астрология была равноправной дисциплиной университетского образования, тесно связанной с астрономией, математикой и медициной. В те времена, врач, не знавший астрологии, не считался врачом! Наука в современном понимании начала складываться с XVI—XVII веков.

Изгнание астрологии в средние века привело к тому, что в среде ученых утвердилось отношение к астрологии как к разновидности древних суеверий и мантических практик. Сейчас астрология, в ее лучшем понимании, считается оккультной наукой, в худшем – лженаукой. Определение астрологии, как оккультной науки, допустимо лишь к отдельным школам и направлениям, в которых астрология переплетена с религией и магией.

Вронский С.А. говорил об астрологии, как о науке точной, но результат прочтения гороскопа «еще зависит и от способности астролога правдиво оценить и проанализировать все эти многочисленные показания». Подобное высказывание есть и у известных американских астрологов М.Марч и Д.Мак-Эверс: «Можно сказать, что составление гороскопа - это объективный процесс, а толкование его - субъективный астрологический».

Астрология – это наука и искусство одновременно!

В моем понимании, астрология - это система знаний о закономерностях Космоса и его влиянии на земные объекты и людей.  И если говорить о судьбе человека, как предмете изучения астрологии, то лишь как о части  того, что определяется космическими условиями рождения человека! Эти условия жестко не детерминированы, потому судьбу можно изменить, располагая определенными знаниями!

Астрология как всякая наука разделена на два глобальных блока

Астрология как всякая наука разделена на два глобальных блока – теоретический и практический. Как математика, например. Есть теоретическая математика и прикладная математика. И т.д.

И в зависимости от того какой блок Астрологии мы рассматриваем, и объект, и предмет астрологии как науки будет сформулирован по-разному.

Объектом исследования Астрологии как прикладной науки является гороскоп. И вначале не важно, чей это гороскоп – человека (ребенка, взрослого, мужчины, женщины), котенка (то есть любого живого существа), квартиры (то есть любого объекта неживой природы).

Конечно, беря к исследованию гороскоп, необходимо учитывать специфику объекта.

Для человека используем отректифицированный гороскоп, для объектов неживой природы используем гороскоп на истинный полдень и т.д..

Предметом исследования является, потенциал этого конкретного гороскопа, то есть как бы ресурсное обеспечение объекта.

И далее, исходя из имеющегося конкретного ресурсного обеспечения, рассматриваем варианты наиболее эффективного использования ресурсов. То есть решаем конкретную задачу. Либо «повышаем качество или количество при заданных издержках», либо «минимизируем издержки, обеспечивая заданное качество или количество».

Под ресурсным обеспечением понимаем и астропсихологический потенциал (анализ космограммы), и определяемые структурной астропсихологией (астропсихология по гороскопу) паттерны поведения, и энергетическую модель здоровья, и тематическое прогнозирование по формулам событий.

Вот так я вижу Астрологию в формате прикладной науки:

  • объект – гороскоп
  • предмет – потенциал (=ресурсное обеспечение) гороскопа
  • метод – астропсихологический синтез и концепция формул событий.

Астрология – это раздел философии

Астрология – это раздел философии, изучающий влияние времени и пространства на жизненные процессы гороскопическим методом.

Гороскопический метод – это определение характеристик времени-пространства, основанный на использовании специфических систем координат и специфических систем измерения времени.

Пояснения

  1. Ключевым словом здесь является «жизнь». Во многих философских энциклопедических словарях слово «жизнь» определяется как «одна из высших форм движения, закономерно возникших в процессе развития материи». На этом одни словари останавливаются, другие начинают рассуждать об особенностях идеалистического и материалистического взгляда на это определение. Особо «продвинутые» добавляют, что это справедливо только к «белковым процессам».

Если принять определение жизни как «одной из высших форм движения, закономерно возникших в процессе развития материи», то слово «жизнь» можно применить не только к одушевленным, но и к неодушевленным предметам. А последовательная смена явлений в их развитии есть жизненные процессы.

  1. Почему философия? Потому что философия – это форма общественного сознания, направленная на выработку целостного взгляда на мир и место в нем человека. Цитирую Философскую энциклопедию 1970г.:  «По самой своей природе философия выполняет особую мировоззренческую и методологическую функции, которые не берут на себя ни отдельные спец.науки, ни совокупность конкретно-научного знания в целом. Выполнение этих функций предполагает наличие не просто суммы взглядов на мир в целом, а системы идей (курсив мой – Г.С.), которые выражают определенное отношение человека к миру и мира к человеку и тем самым определяют совокупность исходных ориентиров, обусловливающих в конечном счете программу социального поведения человека».
  2. Под словами «влияние времени и пространства» я понимаю совместное влияние «качества» конкретного отрезка времени и «особенностей» конкретного места в их совместном движении.

Таким образом, предмет астрологии – исследование жизненных процессов, а метод – анализ гороскопов.

Настройки просмотра комментариев

Выберите нужный метод показа комментариев и нажмите "Сохранить установки".