Гибель среднего сетеподъёмника на Онежском озере
Сначала как-то не хотелось писать про все это, тем более, что коллега DimGo описал все это кратко, но верно. Но потом передумал. Напишу, как это смотрелось с борта "Тэлери".
Мы шли бакштагом правого галса от Монака к Ивановскому бую. Еще на предыдущем галсе я обратил внимание на катерок который болтался примерно по курсу и подумал: вот неймется же народу в такую погоду по озеру болтаться. Катер все же не яхта. Впрочем условия жесткими назвать было нельзя. Ветер на тот момент на порывах не более 10 м/с, волна не больше метра.
Неожиданно пошел какой-то радиообмен на 72 канале. На 15 узлах что-то услышать трудно, поэтому мы попросили Зою Конащук забраться в рубку и послушать радио. Больше никаких сообщений не поступало. Как оказалось позже, это яхта Эталон выразила свои соображения в эфире на предмет этого катера. Типа, не тонет ли он. Но его никто не услышал.
Зоя, вернувшись на палубу, сумела усмотреть, что на катере чем-то машут. Все остальные из нас ничего углядеть не могли. Есть некоторые проблемы со зрением у нас в экипаже. Понятно, что с катеров нам постоянно машут руками, но за полмили это перебор! Моя попытка увидеть что-то в бинокль ни к чему не привела. На таком серфинге я мог только периодически увидеть мелькающий силуэт катера. Машет там кто или не машет, разглядеть не удавалось. Я сказал, что ни черта не вижу и отдал бинокль Михаилу Олеговичу. Он посмотрел и сказал, что катер по его мнению тонет. Срубили генакер и привелись в сторону катера. Подошли, барышня, которая махала тряпкой, стала проявлять неудовольствие, что они полчаса машут, а их никто не замечает. Я им что-то сказал про ракеты и дымовые шашки, но о таких вещах здесь если и знали, то по наслышке.
Катер выглядел на тот момент так себе: корма залита практически полностью, тишина, никаких помп не работает. Палуба заставлена железными бочками, сверху какой-то вездеход с дутыми колесами, на базе мотоцикла или что-то в этом роде. Большое количество ящиков с пивом и минералкой и т.д.
Мы им предложили попрыгать в воду в жилетах, там бы мы их легко подобрали. Честно сказать, подходить бортом на волне к этой железюке не очень хотелось. Прыгать барышня отказалась. Пришлось бросить им кончик и подтянуть яхту к ним кормой. Только на корме можно убрать леера. Барышня с вещами спокойно перешла к нам на яхту. Мы стали ругаться на остальных - хорош тянуть резину, давайте переходите на лодку. Капитан и молодой парень начали уговаривать пожилую женщину перейти на яхту. Она категорически отказалась. Я ее видел один раз. Она сидела в носовой каюте и говорила, что никуда с катера не пойдет. Запомнился ее взгляд. Он был какой-то безумный. Либо она была сильно пьяна, либо не в себе. Когда мы убедились, что из этих троих никто переходить к нам на борт не собирается, то потравили кончик и сдрейфовали в сторону на длину веревки. Жилет, что был надет на барышню передали обратно на катер. Т.к. было видно, то у них на четверых три жилета. В этот момент к катеру подошли последовательно Камчатка, Экватор и Джулия-4. Все дружно ругались на экипаж катера и требовали, чтобы они перешли на яхты. Экипаж все эти призывы к здравому смыслу проигнорировал. Все три яхты повесили моторы и убрали паруса. Мы мотор вешать не стали, т.к. он помешал бы нам подтягиваться к катеру кормой. Михаил Олегович передал сигнал бедствия по радио на 16 канале. Никто не отозвался. Позвонил в МЧС и передал сообщения о бедствии. Минут через 5-10 перезвонил еще раз, мчэсники сказали, что спасатель вышел.
Еще минут через 5-10 парень с катера стали нас подтягивать к себе. Сначала мы подумали, что здравый смысл восторжествовал и они готовы перейти к нам на борт. Оказалось не так. Он предложил нам попробовать отбуксировать их на мелкое место. Пришлось ему объяснить, что его 10-тонный катер нашим шестисильным движком даже с места не сдвинешь. Тем более, что опыт подобных мероприятий у нас уже имелся. Мы попытались еще раз убедить их в том, что надо перейти к нам. Парень сказал, что им нельзя бросать катер с таким количеством товара. Попытка убедить их, что мы и не бросаем, что никуда от катера уходить не собираемся делу не помогла. Капитан катера в очередной раз слазил в трюм и сказал (это расслышал Михаил Олегович), что если груз посыплется, то - хана. Т.е. он вполне отдавал себе отчет об опасности ситуации. Мы их еще раз попросили вывести женщину на палубу. Они как то вяло попытались это сделать, но она опять не вышла.
Мы были вынуждены опять стравиться на конце и ждать. В целом такого трагического финала никто не ожидал. Прыгнуть с катера за борт - вопрос двух секунд. Четыре находящихся рядом яхты выловили бы всех за минуту-другую.
Мы начали успокаиваться. Прошло уже минут 20, пароходик держится. Обсудили, что хорошо, что у него явно имеется кормовая водонепроницаемая переборка. Вот-вот должны появиться спасатели и все проблемы уйдут. Тем не менее я попросил Зою принести стропорез из каюты. (Один нож у нас всегда привязан к румпелю). Но береженого бог бережет, мало ли что. Если катерок все же решит пойти ко дну, оставаться у него на привязи со снятым нижнем кормовым леером, - перспективка так себе.
Через небольшое время М.О. вдруг сказал: - Что-то произошло.
Этот первый момент я просмотрел. Сначала вроде бы все то же, но что-то неуловимо изменилось. И в следующие секунды процесс стал развиваться очень быстро. Пошла вниз корма и стал увеличиваться крен на правый бот. Мы дико заорали со своей лодки, чтоб они срочно прыгали за борт. Мужики кинулись за женщиной в носовую каюту. Поднятый нос катера заслонил от нас то, что там происходило. В последние секунды оттуда вывалился парень. На него посыпались бочки и прочее, что там стояло на палубе. Скинуло его или он как-то сам в воду выпрыгнул я не рассмотрел. Капитан и женщина остались в каюте. Я отрезал веревку и через несколько секунд вместо катера на воде остались разноцветные бочки и вездеход.
Мы поставили мотор, но это уже было не к чему. Через минуту парня подобрала "Камчатка". Больше спасать было некого.
Постарались по возможности точно поставить точку на плоттере в месте затопления катера. Поболтались в этом районе еще минут 10-15 в ожидании спасателей. Они действительно появились (я видел какой-то белый катерок вдалеке), но не подошли к нам. С судейского судна (оно как раз проходило в это время мимо) нам сообщили, что нам следует зайти за Ивановский в ветровую тень острова и передать им девушку. Мы пошли передавать. Все. Вроде бы ничего не наврал.
- 3215 просмотров